Журнал «Бухгалтер и компьютер»
№7 - июль 2008 года
Считаем финансы
Финансы, как и любая другая экономическая категория, имеют ряд функций. Для финансов строительства принято выделять три функции: образование доходов (накопление капитала), распределение и контроль. Всё это находит отражение в финансовом планировании, т. е. в стоимостной форме движения финансовых ресурсов с определением конечного финансового результата (прибыли или доходов). Система краткосрочного планирования, учёта и контроля ресурсов и результатов деятельности заключается в построении и исполнении бюджетов организации для достижения поставленных целей. Бюджет представляет собой адекватный способ интеграции основных функций управления, таких как:
- планирование;
- организация;
- учёт;
- контроль;
- анализ;
- регулирование деятельности.
Построение модели бюджетирования в программе «1С:Подрядчик строительства 4.0 Управление финансами» (на базе платформы «1С:Предприятие 8», разработчик - «ИМПУЛЬС-ИВЦ») включает в себя:
- создание финансовой структуры (определение центров финансовой ответственности – ЦФО);
- формирование схемы бюджетирования (определение необходимых видов бюджетов и взаимосвязей между ними);
- разработку бюджетных форм (а именно статей) для определения формата и содержания каждого бюджета;
- разработку форм бюджетного контроля (для сравнения версий бюджетов по плановым и фактическим показателям с анализом отклонений).
Структура модели бюджетирования зависит от особенностей деятельности конкретной подрядной строительной организации. Такая специфика диктует особый подход к методике бюджетирования строительной отрасли: планирование производится не от предполагаемого объёма продаж, а от намеченных объёмов строительства (от затрат) на строительно-монтажные работы в зависимости от видов объектов учёта в соответствии с исходно-разрешительной и сметной документацией.
Современная компьютерная технология позволяет значительно облегчить бюджетирование, существенно упростить сценарный анализ и реализует ряд бизнес-преимуществ. Они представлены ниже с помощью конкретных инструментов автоматизации на примере решения «1С:Подрядчик строительства 4.0 Управление финансами».
Прозрачная схема утверждения бюджета, оперативный анализ.
Данный аспект реализован электронным документом «Утверждение структуры бюджета» предназначенный для формирования списка статей бюджета, по которым будет вестись бюджетирование в заданном сценарии и периоде планирования (рис. 1). Таким образом, по каждому сценарию и периоду планирования может быть установлена индивидуальная структура каждого бюджета.
Рис. 1
Оперативный и полный контроль исполнения бюджета движения денежных средств, многоуровневый анализ причин отклонений. Осуществляется автоматически электронным документом «План движения денежных средств» (рис. 2). По данным, которые вводятся в табличную часть закладки «Оперативное планирование», осуществляется моментальный контроль бюджета, о чём свидетельствует сообщение о контроле бюджета на нижней части закладки, после табличной части.
Рис. 2
Оперативная корректировка бюджета в соответствии с новыми условиями. Использование автоматического инструментария документа «Корректировка расчёта данных бюджетирования» (рис. 3) помогает провести синхронизированный перерасчёт плановых данных бюджетирования при формировании бюджетов. Это делдается после планирования данных по распределяемым статьям в соответствии с возникшими новыми условиями.
Рис. 4
Детальный анализ состава статей доходов и расходов. Данный анализ производится автоматически через детализацию электронного «Отчёта по Бюджету» по статьям бюджетов и выбранным настройкам по сценарию бюджетирования, виду данных (плановые, фактические и т. д.), периоду, группировке и отбору по бюджетным аналитикам (рис. 4).
Рис. 3
Анализ «план-факт», индикативный анализ исполнения бюджетов заложен автоматически. Индикативность и сопоставимость анализа по плановым и фактическим данным формируется электронным отчётом, именуемым «Отчёт Сравнение версий бюджета». Он предназначен для просмотра и анализа одновременно двух версий бюджета, которые могут отличаться сценарием, периодом, видом данных и отбором по аналитикам. Отчёт позволяет проанализировать абсолютное и относительное отклонение (рис. 5).
Рис. 5
Исполнение регламента планирования. Заложенное исполнение регламента планируется через Сценарии с определением периодичности и шага планирования (рис. 6).
Рис. 6
Установка лимитов по статьям бюджетов и контроль их исполнения. Предотвращение нецелевого расходования ресурсов (неконтролируемого отвлечения оборотных средств на текущие нужды).
Через электронный документ «План лимитов бюджета» устанавливается комплекс управляющих ограничений, контролирующих процесс планирования и исполнения бюджета (рис. 7). Обеспечивается возможность формирования ограничений в различных аналитических разрезах и временных рамках. Например, установление ограничений по расходам по объекту в соответствии с утверждённой сметой.
Рис. 7
Таким образом, для повышения эффективности управления материальными и финансовыми ресурсами, оптимизации процесса принятия экономически взвешенных бизнес-решений и оценки их возможных последствий (как положительных, так и отрицательных) компании следует использовать такую систему, как бюджетирование. Применение современной технологии и соответствующего программного продукта (в том числе того, о котором шла речь) необходимо, если организация хочет достичь наибольшей отдачи от своей деятельности. Ведь получение максимально возможной прибыли является главной целью любого коммерческого предприятия. В этом и заключается роль формирования модели бюджетирования.
В результате любое предприятие, использующее «1С:Подрядчик строительства 4.0 Управление финансами» достигает лучших результатов за счёт простоты и быстроты получения бюджета, удобства моделирования работы предприятия при различных управленческих решениях, исполнения бюджетов, контролирования процесса формирования бюджетов, гибко настроенного процесса бюджетного управления, а также многого другого.
Елена ПАПЕНКОВА
Компания «ИМПУЛЬС-ИВЦ»