Журнал «Бухгалтерский учет и налогообложение»
№10, октябрь 2006
Длительное время в сметном ценообразовании использовалась сметно-нормативная база 1984 года с учетом индексов перехода на текущий уровень цен. До сих пор продолжается переход на сметно-нормативную базу 2001 года. В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 08.04.02 № 16 «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» с 1 сентября 2003 года сметно-нормативные базы 1984 и 1991 годов не могут применяться для разработки проектно-сметной документации на вновь начинаемые объекты строительства.
Переход на новую сметно-нормативную базу 2001 года длится уже несколько лет, но следует отметить, что положительный эффект достигнут, так как освоение новых методов сметного нормирования и ценообразования, отражающих рыночные механизмы, ввод новых отдельных методик и нормативных комплексов произвели кардинальные сдвиги в сметном нормировании при определении стоимости строительства. Процесс перехода на новую сметно-нормативную базу является длительным по причине участия в нем десятков тысяч инвесторов, заказчиков, подрядных организаций, а также проектных институтов. Следует учесть работу соответствующих министерств и ведомств Госстроя РФ (ныне Росстроя). Данная работа включает разработку и утверждение методических документов, регламентирующих порядок формирования новых нормативных комплексов, разработку и утверждение территориальных и отраслевых сборников единичных расценок и т.д. Госстроем РФ были выпущены документы, содержащие методические положения по определению новых сметных нормативов, их структуре, составу затрат, особенностям их применения при составлении сметной документации и расчетах за выполненные строительно-монтажные работы.
Нормативы федеральных единичных расценок (ФЕР) – это, можно сказать, новые расценки. Они содержат единичные нормативы по всей номенклатуре конструктивных элементов и видов строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. Особенность их заключается в том, что принятые в них стоимостные показатели определены по уровню цен Московской области как базисного района. В качестве исходных данных при разработке ФЕР были приняты соответствующие показатели и нормативы, предусмотренные сборниками ГЭСН-2001, а также СНИР-91, сборниками ресурсных сметных норм на монтаж оборудования и специальные строительные работы. Федеральные единичные расценки учитывают все виды затрат, включая стоимость материалов и машин. При их разработке учтены широко применяемые марки материалов в базисных ценах. Также предусмотрено, что в случае применения материалов, имеющих марки и нормы расхода, существенно отличающиеся от принятых в ФЕР, соответствующие показатели в единичных расценках могут быть скорректированы для учета данных, предусмотренных проектом, в ценах, приведенных к уровню на 1 января 2000 года. При формировании единичных расценок теперь имеется возможность определить способ отражения в показателях стоимости реально сложившиеся условия производства работ, получения строительных материалов, их доставки от поставщиков до строительных площадок.
В ходе выполнения работ по переходу на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве наряду с отмеченными выше методическими документами, федеральными и региональными нормативами были разработаны и утверждены другие нормативы, регламентирующие порядок определения сметных прямых затрат, накладных расходов, сметной прибыли, включая нормы на строительство временных зданий и сооружений, нормы дополнительных затрат, связанных с удорожанием работ в зимнее время, другие нормативы лимитируемых и прочих затрат. Вновь разработанные нормативы установлены отдельно для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В настоящее время принято решение, согласно которому проектно-сметная и предпроектная документация не подлежат обязательному пересчету. Следовательно, субъекты инвестиционной деятельности имеют право на пересчет смет по новому уровню цен, причем именно право, а не обязанность. Главгосэкспертизе запрещено принимать к рассмотрению проектно-сметную документацию по вновь начинаемым объектам строительства, если она составлена по сметным нормативам 1984 и 1991 годов.
При использовании территориальных единичных расценок сметчикам можно использовать при разработке сметной документации сборники ФЕР-2001 с применением вновь разрабатываемых территориальных коэффициентов для ряда регионов, где пока еще отсутствуют утвержденные территориальные единичные расценки.
Сейчас впервые в практике сметного нормирования разрешено использовать вновь составленные индивидуальные сметные нормы в качестве территориальных норм в течение 6 месяцев после их утверждения администрацией субъекта РФ. Данные нормативы могут быть включены в состав сборников ГЭСН-2001 для использования на территории РФ. Налицо возможность объединения усилий нескольких территориальных регионов с разделением функций по разработке и обоснованию отдельных видов нормативов, что существенно облегчает работу сметчиков при составлении сметной документации, а также обеспечивает использование вновь составленных сметных норм и расценок при строительстве объектов с использованием современных технологических процессов строительно-монтажных работ. Наряду со стандартными способами сметного нормирования (хронометражные наблюдения, составление технологических карт и т.п.) широко используются и упрощенные методы формирования ресурсных показателей на базе норм-аналогов. Составление индивидуальных сметных норм и единичных расценок получает в новых условиях все более широкое распространение.
В 90-х годах Московским центром по ценообразованию в строительстве (ОАО «Мосстройцены») была разработана сметно-нормативная база в ценах 1998 года МТСН 81-98. Она востребована в столичном регионе, постоянно пополняется, наиболее полно отражает современные технологии и материалы. Ценообразование в Москве стабильное и надежное. Применяемая в столице сметно-нормативная база, в основе которой лежат московские территориальные сметные нормативы МТСН 81-98, действует более семи лет. За это время она полностью отлажена. Уже выпущено 26 дополнений. В каждом дополнении содержится около 500 – 700 новых единичных расценок и цен. Разработчикам удалось охватить практически все новые технологии, применяемые в строительстве. Существуют нормы, посвященные жилищно-коммунальному хозяйству, а также техническому и плановому обслуживанию объектов городского хозяйства. В государственных элементных сметных нормах (ГЭСН) подобные нормативы отсутствуют. В итоге на сегодняшний день база МТСН по объему информации превышает базу ГЭСН приблизительно в два раза.
База МТСН 81-98 дает возможность сметчику определить прямым расчетом стоимость любого вида работ, сметную стоимость в текущем уровне цен. Индексация базы 1998 года пока не имеет аналогов в стране. ГЭСНы и ФЕРы составлены таким образом, что производить по ним пересчет единичных расценок в текущий уровень цен весьма проблематично, а порой и невозможно. Разработчики МТСН 81-98 изначально ориентировались на составление сметной документации с использованием компьютерных программ и предусмотрели автоматический выбор накладных расходов, сметной прибыли, «зимнего» удорожания, индексов пересчета в текущие цены и другие средства, существенно снижающие трудоемкость работы сметчиков при составлении проектной и сметной документации.
Следует учесть, что разработка новых нормативов в одном формате стала очень важным шагом на пути выбора и использования сметчиками той или иной компьютерной программы сметных расчетов. Нормативы в едином формате могут применяться в сметных расчетах в любой сметной компьютерной программе, в которой имеется база сметных нормативов. При расчете сметной стоимости строительства применяется множество различных коэффициентов и начислений, начиная с коэффициентов по техническим частям и заканчивая индексами пересчета в текущие цены. При выборе сметной программы необходимо проверить, есть ли в ней все коэффициенты, параметры и индексы, используемые в сметных расчетах, особое внимание следует обратить на ее функциональные возможности. Под функциональными возможностями подразумевается результат, то есть выходные документы, которые участник строительного производства (проектировщик, инвестор, заказчик, подрядчик) сможет получить, работая в этой программе. Зачастую компьютерные программы сметных расчетов позволяют рассчитать и напечатать локальные, объектные сметы, сводный сметный расчет, накопительные ведомости по ресурсам, дефектные, ресурсные ведомости и другие документы. Большинство программ формируют учетные документы: акты сдачи-приемки выполненных работ (КС-2), справку о стоимости выполненных работ (КС-3), журнал учета выполненных работ (КС-6).
Переход на применение новой системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве во многом зависит от своевременной и качественной подготовки специалистов – сметчиков. Эффективное применение новых сметных норм требует, прежде всего, ознакомления с методическими особенностями новой сметно-нормативной базы, техническими частями новых сборников сметных нормативов и расценок, а также с нормативными комплексами. Кафедрой ценообразования, оценки имущества и сметного дела ГАСИС разработаны учебные программы и подготовлен комплект учебно-методических материалов для профессиональной переподготовки специалистов сметного дела с ориентацией на целевой массовый переход на новую нормативную базу.
Применение новой сметно-нормативной базы способствует оздоровлению инвестиционной и подрядной деятельности. Модернизация системы определения сметной стоимости строительства и повышения обоснованности стартовых цен на строительную продукцию отразится на проведении подрядных торгов.
Таким образом, экономическим результатом перехода на новую сметно-нормативную базу 2001 года является соответствие учтенных нормативами ресурсно-стоимостных показателей по отдельным конструкциям и видам работ реальным условиям строительно-монтажных работ, современным проектным решениям, технике и технологии выполнения работ.
И. В. Маслова
специалист по сметному ценообразованию и договорным отношениям в строительстве «ИМПУЛЬС-ИВЦ»