Журнал «Экономика и жизнь»
№52 (8954), декабрь 2002 года
Заказчики строительства - новые подходы к управлению
По данным Госкомстата, в строительном секторе увеличились объемы работ, выполненных по договорам строительного подряда, выросла инвестиционная активность государственных структур и коммерческих организаций. В строительство поступают и иностранные инвестиции. Рост доходов населения обеспечил приток частных средств в долевое строительство жилых зданий и комплексов
Особенности финансово-хозяйственной деятельности организации строительного комплекса обусловлены потребностями управления и требованиями законодательных актов.
Компания «ИМПУЛЬС-ИВЦ» - российский системный интегратор совместно с фирмой «1С» разработала программный продукт «1С:Заказчик строительства», одну из конфигурацией для «1С:Бухгалтенрия 7.7». Программа позволяет автоматизировать основные участки управления заказчика строительства. К ним относятся планирование и учет капитальных вложений, учет денежных средств по источникам финансирования, учет взаиморасчетов, комплектация материалами и оборудованием, бухгалтерский учет.
Планирование деятельности
В процессе создания строительного продукта заказчики строительства являются связующим звеном между инвесторами и подрядчиками. На них возлагаются обязанности оформления разрешительной документации, заключения договоров с проектными и подрядными организациями, с поставщиками товаров и материальных ценностей, приема выполненных работ и передачи законченных объектов инвесторам.
Для заказчиков строительства актуальной является задача регистрации планов по размерам лимитов капитальных вложений, объемам и срокам поступления средств из источников финансирования, а также размерам затрат по собственному содержанию. С этой целью в программе «1С:Заказчик строительства» созданы соответствующие документы «Лимит капитальных вложений», «План поступления средств источников финансирования», «Смета на содержание подразделений заказчика строительства», которые содержат плановые данные и позволяют выводить их на печать.
Не менее важными задачами являются: функции учета затрат по содержанию управления заказчика строительства, учет материалов, оборудования и затрат по их заготовке и хранению.
В целях управления важным являются: сокращения расходов на собственное содержание, усиление контроля над использованием средств инвесторов, повышение эффективности капитальных вложений, прозрачности расчетов с другими участниками строительного процесса.
Часто возникают ситуации перекрестного финансирования, когда для предотвращения срыва работ на объекте временно используются источники денежных средств другого объекта. Для удобства контроля подобных заимствований в программе реализован учет взаимного финансирования и взаимозачет используемых средств.
Финансовому отделу заказчика необходимо контролировать расходование средств на содержание организации, а именно - соответствие фактических затрат плановым. Для этого используются аналитические отчеты по сопоставлению данных и определению отклонений. При появлении экономии по смете на содержание организации заказчика программа рассчитывает суммы экономии и относит их к операционным доходам.
Прием выполненных работ
Организация строительства и прием выполненных работ составляет специфику деятельности заказчиков строительства. В программе прием выполненных работ по объектам оформляется с использованием «Справки КС-3» как по отдельным объектам, так и по строительной площадке в целом. Затраты отражаются в соответствии с технологической структурой: строительно-монтажные работы, оборудование (требующее и не требующее монтажа), инвентарь, не входящий в сметы, прочие затраты. Все это используется для контроля соответствия плановых сметных затрат фактическим.
При завершении строительства объекта необходимо рассчитать итоговые суммы затрат по объекту, подготовить заказчику совместно с подрядчиком документацию для передачи объекта инвестору и сдачи государственной комиссии. На этом этапе необходимо точно определить стоимость объекта, рассчитать налог на добавленную стоимость, подготовить реестры счетов-фактур и сводный счет-фактуру, и в кратчайшие сроки передать документацию получателям. В программе передача объекта строительства отражается с помощью актов по форме КС-11 и КС-14, рассчитывается экономия фактических расходов по отношению к сметным.
Комплектация, взаиморасчеты, анализ
В дополнительные задачи заказчиков строительства могут входить обязанности по комплектации строительства материалами и оборудованием. Для решения подобных вопросов в программе реализован учет материалов и оборудования (требующего и не требующего монтажа) в разрезе объектов строительства и мест хранения, учет заготовительно-складских расходов по их приобретению, а также учет выдачи подрядчикам материалов в качестве давальческого сырья и списания его по мере расходования.
Расчеты с большим количеством организаций входит в текущие задачи заказчиков строительства. С инвесторами расчеты ведутся по источникам финансирования, с подрядчиками - по строительно-монтажным работам, с проектными организациями - по проектно-сметной документации, с поставщиками - по материалам и оборудованию. В программе реализован учет проводимых расчетов, а также возможность составления актов сверки по результатам работы организаций за период.
Кроме того, программа позволяет осуществлять качественный анализ финансово-хозяйственной деятельности, конструировать аналитические отчеты по выполнению планов, по структуре поступивших средств источников финансирования и их использованию в процессе формирования капитальных вложений, по движению кредиторской задолженности в разрезе средств источников финансирования, по использованию товароматериальных ценностей, взаиморасчетов с контрагентами.
Общий бухгалтерский и налоговый учет
В качестве дополнительных возможностей в программе реализованы: учет основных средств, нематериальных активов, товаров, расчетов с подотчетными лицами, прочими дебиторами и кредиторами, формирование финансовых результатов и т. д. Отчеты для органов статистики - отчет по вводу в эксплуатацию объектов (форма С-1), о ходе строительства важнейших объектов (форма С-2), по инвестициям (форма П-2), комплект первичных документов по учету капитальных вложений, незавершенного производства объектов строительства, учету ТМЦ и прочих документов, используемых заказчиком строительства и утвержденных постановлениями Госкомстата РФ.
Как показывает практика, успешное внедрение программы «1С:Заказчик строительства» способствует повышению качества учетной информации и сокращению расходов на содержание. Ее использование позволяет усилить контроль капитальных вложений, сделать расчеты с инвесторами и подрядчиками прозрачными, освободить сотрудников от рутинной работы, предоставив им больше возможностей заниматься аналитикой.
Д. КУЛИКОВ