компания системный интегратор, системные интеграторы россии,сетевой интегратор, системная интеграция
ВХОД В СИСТЕМУ
закрыть
ПОИСК ПО САЙТУ

технологии разработки программного обеспечения
Проектирование и монтаж инженерных сетей и систем Вакансии



ПОИСК






Совершенствование нормативно-справочной информации в строительстве

Задайте вопрос менеджеруБесплатный демо-доступКупить в интернет-магазине

Одним из обязательных условий работы строительных предприятий в рыночных условиях является обеспечение эффективности их функционирования. В последние годы в строительстве задействуются новые технологии производства, новые строительные машины и механизмы, современные подходы в сметном ценообразовании, управлении проектами, бюджетировании и т.д. Однако присутствие современных средств производства, функций и процессов в работе строительных предприятий еще не означает их самостоятельную или совокупную эффективность. Содействовать эффективности может переход к интегрированному управлению в строительстве, в том числе за счет систематизации отраслевой нормативно-справочной информации (НСИ).

На фоне дорогостоящих управленческих штатов и сопутствующих затрат по-прежнему затруднено планирование, долго готовится финансовая и производственная отчетность, порой отсутствует оперативная и точная учетная информация, постоянные изменения в заказах не находят быстрого отражения в документации, в коллективах компаний происходят перманентные внутренние споры и конфликты. Деятельность подразделений аппаратов управления и штабов строительства зачастую носит антагонистический, конкурентный характер вместо слаженного и эффективного взаимодействия. В результате высший руководящий состав перегружен «мелкой» работой, что препятствует выработке и осуществлению стратегических решений и планов. Все это отражается на рентабельности, устойчивости работы строительных предприятий, ухудшает их положение в сравнении с западными компаниями.

В настоящее время собственники и руководители компаний строительного комплекса испытывают нехватку методических рекомендаций для повышения эффективности деятельности с учетом более качественного, быстрого и экономного управления – как отдельными строительными проектами, финансами, так и деятельностью структурных подразделений, филиалов и предприятий, информационного взаимодействия с многочисленными участниками строительной кооперации.

В дополнение к указанным проблемам, в период 2009-2011 гг. на фоне крупных строек, связанных с Олимпиадой 2014 года, проектом «Сколково», улучшением дорожной инфраструктуры, сформировалась довольно негативная оценка действующей системе сметного ценообразования. По поручению Президента и Правительства РФ под эгидой Минрегиона был подготовлен ряд изменений и проектов изменений в данной сфере. По мнению Минрегиона, основными причинами данной реформы явились:

  1. низкая точность планирования капвложений на стадии бюджетной подготовки (-50% + 200%) и даже на проектной стадии (-25% + 100%);
  2. отставание от плановых сроков реализации инвестиционных проектов (от 2 до 5 лет);
  3. недостоверное определение объемов, ошибочное применение сметных нормативов, погрешности при разработке проектов организации строительства (ПОС);
  4. действующая система ориентирована на рабочую документацию (в то время как госзаказчик имеет при планировании только задание на проектирование);
  5. основным методом определения стоимости строительства в Российской Феде рации является базисно-индексный метод, при котором важнее всего достоверность расчетов объемов работ и точность индексов;
  6. применение средних укрупненных индексов при расчетах за выполненные работы приводит к искажению стоимости целых этапов работ;
  7. недобросовестные проектировщики, подрядчики, заказчики, манипулируя ин дексами, пытаются искажать стоимость в текущем уровне цен;
  8. присутствует высокая трудоемкость расчета сметной документации и ее про верки.

Важнейшими элементами новой государственной сметно-нормативной базы постепенно становятся укрупненные нормативы цены конструктивных решений (НЦКР) и нормативы цен на строительство (НЦС). По результатам данных изменений планируется достижение следующих эффектов:

  • более низкая трудоемкость расчетов и их проверки: будет нормирована стои мость конструкции, а не технологической операции;
  • стоимость будет определяться «поконструктивно», с высокой прозрачностью расчетов и точностью по неуникальным объектам;
  • нормативы будут составляться в текущем уровне цен в начале каждого бюджетного года.

Важнейшими характеристиками инвестиций, которые могут регулироваться на этапе строительства, являются: его срок, бюджет и нормативное качество. Увеличение срока строительства сопровождается большим разрывом времени между инвестированием и получением доходов. Превышение бюджета проекта прямо и негативно влияет на все показатели инвестирования. Снижение качества ниже нормативного косвенно, а порой и прямо, ведет к потере фактических доходов на этапе эксплуатации или при реализации объекта, и наоборот. Например: «В активе Hochtief , помимо реконструируемых терминалов, есть еще несколько знаковых проектов – «Берлинский дом» в Москве для Westdeutsche Immobilien Bank по сосед ству с «Венским домом» Strabag. В мае 2004 г. «Берлинский дом» был продан более чем за $40 млн, высокую стоимость сделки эксперты тогда объяснили хорошим качеством строительных работ» .

При надлежащем качестве разработки проектов организации строительство (ПОС) и проектов производства работ (ППР) в составе проектной документации закладывается хорошая основа будущего управления проектом, в том числе по времени, что однако не исключает необходимости дальнейшей доработки и адаптации организационно технологической документации. Заказчик строительства на основании проектной документации и ПОС в ее составе подготавливает укрупненные календарные планы и сетевые графики, являющиеся нормативами для генподрядчика и подрядчиков, после заключения договоров. Генподрядчик (подрядчики) в свою очередь на основании представленных заказчиком заданий и планов, а также ППР, изготавливает собственные, более детальные, календарные планы и графики уже во взаимодействии с субподрядчиками, поставщиками и др., т.е. строительной кооперацией в целом. При проектно-строительной форме контракта, когда на разработку документации и выполнение работ нанимается одна компания, также существует возможность и необходимость первоначальной разработки и дальнейшего уточнения и детализации сетевых графиков и календарных планов.

Однако на практике все еще часты задержки по срокам, превышения бюджетов и низкое качество продукции. Представляется, что кроме объективных причин, здесь присутствует и реально устранимая – несистемное ситуационное управление производством в подрядных организациях. Мировой опыт показывает, что достижение нужного результата в такой сложной деятельности, как строительство, в системе «сроки бюджет-качество» возможно за счет проектного управления (менеджмента). То есть понимания инвестирования в строительство как уникального комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение цели, четко измеряемой сроками, бюджетом и качеством. Один из важных моментов внедрения проектного управления – это внимание высшего руководства. Мы предполагаем, что в большинстве случаев требуется серьезная переработка организационной структуры строительной компании, переход на матричную схему, изменение должностных обязанностей и прав многих инженерно-технических работников (ИТР):

1 Крупная немецкая строительная корпорация, работающая, в том числе, в России (Прим. авт.)

2 Лоссан А., Говердовская О. Братство кирпича и лопаты [Электронный ресурс] // Деловой еженедельник «Компания». – 2007. – № 14 (459). –

Аппараты (штабы) руководителей проектов могут объединяться и в так называемые проектные офисы. На наш взгляд, наиболее сложным на этапе подготовки строи тельного проекта как объекта управления является составление и иерархия структур ной декомпозиции работ (СДР). В средних и крупных проектах при достаточной и необходимой детализации могут насчитываться многие сотни и даже тысячи элементов. СДР является основой календарного плана строительства, входящего в состав ПОС для заказчика и ППР для подрядчиков. Отслеживание (учет) производства ра бот, а значит хода проекта, не менее важная функция управления, чем планирование. По нашему мнению, журнал ф. КС-6а предпочтительнее вести сразу в электронной форме в системе управления проектом (СУП), с распечаткой и оформлением готовых листов. На основании такого электронного журнала потом удобно формировать акты учета выполненных работ ф. КС-2. При ежедневном или максимум еженедельном учете руководитель проекта четко видит картину исполнения календарного плана и может оперативно регулировать все процессы в случае отставания. При необходимости осуществляется санкционированная корректировка сроков, состава и логики работ. Если этого не делать, то план быстро перестает быть актуальным, и на него, как правило, перестают ориентироваться. Считаем также, что важнейшей характери стикой работы в составе СДР проекта является ее стоимость и себестоимость, рас писанная по составляющим элементам (материалы, эксплуатация машин и механизмов, оплата труда). Для генподрядчиков важно и разделение по исполнителям – что выполняется собственными силами, а что – субподрядчиками. Наличие финансовой информации непосредственно в календарном плане обеспечивает способ управления проектом по стоимостным показателям, передачу данных для бюджетирования про екта и компании в целом в другие подсистемы, подготовку первичных документов (ф. КС-2, ф. КС-3, ф. М 29).

Обязательными элементами календарного планирования являются:

  1. структурная декомпозиция работ (СДР) – перечень работ и этапов;
  2. взаимосвязи между работами и этапами, показывающие последовательность их выполнения, с вариантами окончание-начало, окончание-окончание, начало-начало, начало-окончание (рис. 2);
  3. привязка работ и этапов к реальному календарному времени в разных масштабах (по дням, декадам, месяцам и т.д.);
  4. потребные ресурсы, с указанием их качественных и количественных характеристик;
  5. данные о плановой стоимости и себестоимости выполняемых работ в разрезе составляющих статей затрат: материалы, зарплата, машины, накладные расходы и сметная прибыль;
  6. сведения об организациях-исполнителях работ и этапов;
  7. иная информация.

На рис. 2 представлена структура и логика взаимосвязи работ, в данном случае – окончание-начало (ОН), последующая работа начинается по окончании предыдущей. Тип связи, наряду с длительностью работ, данными о запаздывании и опережении, резервах позволяет получить общую продолжительность этапов и проекта в целом. А при до статочном наполнении базы данных проекта, автоматически получается бюджет проекта или, точнее говоря, бюджет доходов и расходов (БДР) проекта по методу «начисления».

По нашим наблюдениям, достаточно малое число проектировщиков знают и используют технические части (комментарии) элементных сметных норм, а ведь там приводятся конкретные пояснения применяемых технологий производства. В итоге проектировщик в пояснительную записку, ПОС и ППР закладывает некоторый по рядок производства независимо от технических условий работ, присутствующих в сметных расценках, которые подберет по представленному проекту сметчик.

Автоматически применить нынешнюю исходную информацию для сметного ценообразования достаточно сложно, да и практически невозможно.

Таким образом, по нашему мнению, выявляется необходимость более тесного взаимодействия проектирования и ценообразования в процессе разработки проектной документации, что может дать следующие результаты:

  • сокращение времени разработки проектной документации;
  • удешевление стоимости данного этапа инвестиционно-строительного проекта;
  • высвобождение рабочего времени исполнителей на более тщательную технологическую и экономическую подготовку проекта;
  • уменьшение ошибок в стоимости строительно-монтажных работ, оптимизацию стоимости для повышения конкурентоспособности.

В настоящее время в России принята и официально действует Сметно-нормативная база 2001 года (СНБ-2001) в редакции 2008-2013 годов. Нормативы и правила СНБ 2001 обязательны для применения при полном или частичном финансировании из бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного). Государственное регулирование в строительстве предусматривает:

  1. контроль норм расхода ресурсов (материалов, труда и машинного времени) на единицу выполненных работ в виде государственных элементных сметных норм (ГЭСН);
  2. нормативные цены работ в виде федеральных (ФЕР) или территориальных единичных расценок (ТЕР);
  3. нормативные средние цены на сами ресурсы;
  4. коэффициенты пересчета базовых цен в текущие цены;
  5. нормы лимитированных затрат, накладных расходов, сметной прибыли и многих других составляющих.

Госстроем был принят комплекс 81 «Ценообразование и сметы», куда наряду с МДС 81-35.2004 входят еще более 30 методических документов (МДС), большинство их которых включены в Федеральный реестр сметных нормативов, то есть являются официально действующими.

Применительно к функциям управления строительными организациями, сметное ценообразование более всего обеспечено нормативными и методическими документами, классификаторами, кодификаторами и другой нормативно-справочной информацией (НСИ). К такой структурированной и поддерживаемой информации на федеральном уровне можно отнести:

  • Строительные, специальные строительные (группа ГЭСН), монтажные (груп па ГЭСНм), ремонтно-строительные (группа ГЭСНр) и пуско-наладочные (группа ГЭСНп) работы, общее число которых (по четырем направлениям), насчитывает: 117 сборников-разделов, более 70 тыс. самих работ (норм-расценок), где работы обычно имеют код: Номер сборника (ХХ) – Номер отдела (ХХ) – Номер самой работы (ХХХ).
  • Применяемые строительные машины и механизмы, каждая из которых имеет шестизначный код (ХХХХХХ), сведенные в более чем 40 групп.
  • Применяемые материалы и оборудование, имеющие семизначный (ХХХ-ХХХХ) или десятизначный (ХХХ-ХХХХ-ХХХ) код, согласно Постановлению Госстроя Рос сии от 17 декабря 1999 года № 80. Например: «Код 02*5*6*2*3*0001 – Битум нефтяной строительный кровельный марки БНК-45/180, где: 02 – класс, относящийся к нефти по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП); 5 – подкласс «Нефтепродукты»; 6 – группа «Битумы нефтяные»; 2 – подгруппа «Строительные»; 3 – вид продукции «Кровельный»; 0001 – порядковый номер».

На наш взгляд, ряд недостатков СНБ-2001 заключается в искусственности и усредненности применяемых цен на ресурсы, коэффициентов пересчета в текущую стоимость, единичных и укрупненных расценок в целом. При этом можно отметить сравнительную объективность и серьезность самой модели нормирования натуральных показателей строительных и иных работ, когда учитывается большинство технологических операций, необходимый состав материалов, их потери, требуемый состав машин и механизмов, привлекаемые трудовые ресурсы по их количеству и составу, усложнения, связанные с условиями производства работ и многое другое. Базисно индексный метод ценообразования предусматривает непосредственное применение ФЕР (ТЕР) с учетом индексов пересчета. Каждая ФЕР (ТЕР) соответствует конкретной ГЭСН, что прослеживается соответствием кодировок между ними. То есть конкретная единичная работа в строительстве в системе СНБ-2001 имеет свой уникальный код, нормы расхода ресурсов (ГЭСН) и цену за единицу выполнения (ФЕР, ТЕР). Особое место в нормировании занимают материалы. Вспомогательные недорогие материалы не выделяются отдельной строкой, а присутствуют в графе Материалы общей суммой. Дорогостоящие основные материалы присутствуют в расценках обычно отдельно от стоимости самой работы, тем самым давая возможность установить более точную их цену, а также при необходимости провести замену на другую марку, точнее подсчитать их расход по проектной документации. Ресурсный метод ценообразования заключается в применении только текущих (прогнозных, фактических) цен на все не обходимые ресурсы. Таким образом, в нем не применяются ФЕР (ТЕР), сборники цен и коэффициенты пересчета. Натуральный расход ресурсов при этом берется из тех же ГЭСН-2001 по всем направлениям. Сложностью данного метода является подбор цен на материалы, номенклатура которых увеличивается многократно по сравнению с базисно-индексным методом за счет вспомогательных материалов, что компенсируется автоматизированной обработкой, задействованием специализированных снабженческих организаций, оказывающих услуги производственно-технологической комплектации. При этом, как мы считаем, достигается однообразие ценообразования – только текущие (прогнозные) цены; инвестор может более очевидно контролировать обоснованность цен на применяемые ресурсы и их нормы расхода. Стоимость раз работки сметной документации ресурсным методом выше, чем базисно-индексным, при этом выше и точность такого расчета. Проектировщик, составляя спецификации и ведомости материалов, оборудования, машин и механизмов, может ориентироваться на конкретное наилучшее предложение на рынке.

При планировании и проектировании инвестору и заказчику требуются только прогнозные цены, поэтому используются коэффициенты, прогнозирующие будущий уровень цен в периоде начала и производства работ. Отсюда вытекает еще одна взаимосвязь между управлением проектом (строительством) и сметным ценообразованием. Желательно точно знать не только то, что мы будем строить (проектная документации), но когда именно (календарный план) и кто примерно (система кооперации) будет осуществлять выполнение работ. МДС 81-35.2004 рекомендует локальный сметный расчет или смету составлять в последовательности этапов и работ согласно их выполнения в натуре, то есть в соответствии с технологией и временем производства. Таким образом, мы видим относительное технологическое влияние проектных организаций, инженеров-сметчиков на будущий строительный процесс.

Теперь рассмотрим положение отдельных направлений нормативно-справочной информации. Основные средства (ОС, в основном строительные машины и механизмы) – важная компонента нормативно-справочной информации строительной организации, и такие реквизиты ОС как код, наименование не должны быть предметом вольной интерпретации учетных работников; подготовкой справочника должен заниматься отдел главного механика (ОГМ) совместно с подразделением информационных технологий. В этой связи представляется целесообразным использовать группировку СмиМ из ценников СНБ-2001 или других поддерживаемых справочников, путем привязки к каждому инвентарному номеру, тогда учетные данные по ОС смогут принимать участие и быть полезными в целях сметного ценообразования и управления производством. ПБУ 6/01 «Учет основных средств» полезен в данном случае и для задач финансового менеджмента, т.к. определяет, например, понятие фактических затрат на приобретение, сооружение основных средств.

Некоторые специалисты оценивают потери, связанные с кражей строительных материалов, в 5-10% от себестоимости работ. Для учета материалов важно сравнение плана и факта, выражающееся в строительстве сопоставлением данных смет, спецификаций, бюджетов проектов в части материальных расходов, требований на списание и фактических данных. Важным направлением организации учета мате риалов является их классификация, кодирование и наименование. Поэтому создание нормативно-справочной информации по материалам – это ответственная работа, требующая систематизации и централизации. Порой бухгалтеры, не имея структурированной информации, вносят для упрощения вместо обозначения «Гравий для строи тельных работ, фракция 5 10 мм» – просто «Гравий» или, наоборот, непосредственно применяют накладные поставщиков, излишне описывая характеристики материала. Все это со временем приводит к путанице учетных и фактических данных, затрудняет расход и инвентаризацию, а значит, делает данные о материалах бесполезными для практической работы. Целесообразно использовать в качестве классификатора те же ценники СНБ-2001 (иные справочники), являющиеся основой сметного дела, тогда при сопоставлении потребности и наличия материалов у нас не возникнет номенклатурных конфликтов, эффективность планирования и контроля ТМЦ поднимется. Причем в единый классификатор целесообразно включать как материалы, так и устанавливаемое на объекты оборудование, в связи с тем, что разделение между этими двумя видами ресурсов для целей контроля весьма условно.

Следующей по важности составляющей НСИ, на наш взгляд, является кадровый ресурс. При этом требуется классифицировать не только рабочих и машинистов, а и инженерно-технических работников, что послужит улучшению планирования персонала. Достаточное сопряжение расходов на труд со сметной документацией позволит задействовать одну из самых простых и эффективных форм оплаты труда рабочих – исходя из установленной ставки чел/часа (предмет трудового или гражданско-правого договора) и нормы трудоемкости фактически выполненной работы. Расходы на заработную плату линейных руководителей, инженерно-технических работников целесообразно привязывать к конкретным объектам. В этом случае, мы полагаем, содержание оплаты труда в косвенных расходах станет оптимальным, а распределение затрат по объектам и финансовые результаты проектов – точнее.

Очевидно, что запутанность, противоречивость, а порой и вовсе отсутствие каких либо общепринятых перечней-справочников затрудняет практическую управленческую работу, усложняет совместную работу организаций в рамках одного проекта, препятствует внедрению современных информационных, в том числе Интернет технологий. При этом среди всех представленных управленческих процессов в строительстве сметное дело, как регулируемая государством дисциплина, имела и имеет сравнительно более стройную, хотя и не лишенную недостатков, систему классификации и кодификации. Однако масштабность сборников и постоянные их изменения (c момента принятия сметно-нормативной базы образца 2003 года до выхода новой редакции 2009 года внесено более 70.000 изменений), отсутствие координации между уровнями управления в отрасли привнесли следующие недостатки и сложности:

  • При вводе новых редакций сборников происходит перекодирование и переименование ресурсов, что для практической автоматизированной работы может принести самые серьезные ошибки. Например, в норме ГЭСНр 55-4 ред. 2009 года заложены «плиты гипсовые толщиной до 100 мм» с кодом 101-9094, а код 104-9290 имеет название «Материалы изоляционные». В той же расценке, но предыдущей редакции 2003 года такие плиты имели код 403-9096 и иное название кода 104-9290 «Про кладки пробковые 100х80х5 мм». Одна и та же вода имеет разные коды 411-0001 и 411-1002 соответственно.
  • Система кодирования материалов, строительных машин и механизмов в систе ме федеральных ГЭСН-2001 и московских ТСН-2001 кардинально не совпадают, то есть они независимы друг от друга.
  • Система кодирования сметных норм и расценок (читай классификатор работ) между ГЭСН-2001 и московскими ТСН-2001 также не совпадают.
  • Разделение материалов, изделий и конструкций, с одной стороны, и устанавливаемого (монтируемого) оборудования с другой, не является оправданным, вследствие условного распределения данных понятий, особенно, в части инженерных систем, что рождает путаницу при подборе и сметной оценке ресурсов. И еще большие проблемы при учете и планировании.
  • Имеется отставание сборников от предлагаемых на рынке технологий, материалов, строительных машин. Например, норматив по установке дверных блоков содержит осмолку и обивку толем дверных коробок, что уже давно не применяется в строительстве.
  • Наблюдается несовпадение наименования ресурсов в разных источниках. На пример, в норме ГЭСН 12-01-001 установлено использование «Крана башенного при работе на других видах строительства 8 т» с кодом 020129, который в Каталоге текущих цен в строительстве, введенном письмом Москомэкспертизы № МГЭ-3/8 от 05.08.03, имеет наименование «Кран башенный 8 т» за тем же кодом.

Таким образом, наиболее важными направлениями классификации и кодификации в управлении строительных организаций можно считать:

  1. проекты, стройки, очереди, пусковые комплексы, объекты;
  2. виды (номенклатура) выполняемых работ (доходы по обычным видам деятельности);
  3. номенклатура материалов и оборудования, передаваемых заказчику;
  4. номенклатура строительных машин и механизмов, оборудования, не передаваемых заказчику;
  5. классификатор трудовых ресурсов (по уровню должностей, профессиям и тарифным разрядам);
  6. перечень статей (регистров, счетов) бюджетирования;
  7. центры финансовой ответственности и подразделения организации;
  8. статьи и элементы себестоимости работ (основных, общепроизводственных расходов);
  9. статьи коммерческих и управленческих расходов;
  10. 1статьи переменных и переменных затрат;
  11. статьи прочих доходы и расходы;
  12. статьи поступления и расходования денежных средств;
  13. периоды (шаги) и горизонты планирования;
  14. иная нормативно-справочная информация.

Для создания единого информационного пространства, позволяющего повысить эффективность как отдельных проектов, организаций, так и всей строительной отрасли, предлагается создать публичную базу данных нормативно-справочной ин формации в строительстве (под эгидой Министерства строительства и ЖКХ или НО СТРОЙ). При этом необходимо привести в соответствие разрозненные устаревшие классификаторы, наладить их обновление и повсеместное применение; унифицировать отраслевую информацию, с учетом потребности основных процессов и функций управления.

Практическая значимость решения поставленных в статье вопросов определяется их влиянием на применение методик интегрированного управления в строительстве. 3 Последние, как показывают расчеты , позволяют повысить рентабельность деятельности строительных организаций в целом на 0,5-1,0 процентных пункта. Следовательно, при среднем масштабе производства в 500 млн руб. в год, предприятие может дополнительно экономить 2,5-5,0 млн руб.

Литература

  1. Бузырев В.В., Нужина И.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительно го предприятия: Учебник. – М.: Проспект, 2010.
  2. Ильин В.Н., Плотников А.Н. Сметное ценообразование в строительстве. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  3. Лоссан А., Говердовская О. Братство кирпича и лопаты [Электронный ресурс] // Деловой еженедельник «Компания». – 2007. – № 14 (459). – URL: http://www.ko.ru/ru/articles/?id=16338/
  4. Новак Е.В. Интеграция сметного ценообразования и бюджетирования в строительстве. – М.: Издатель ский дом «Экономическая газета», 2011.

Бабин Александр Сергеевич, к.т.н., профессор, Заместитель генерального директора – начальник контрольного отдела СРО НП «МООСС»

Новак Евгений Васильевич, к.э.н., Председатель Совета директоров ГК «ИМПУЛЬС-ИВЦ»;

Журнал "Экономика строительства", 2014 г., № 3


  • ЦФО, г. Москва
    Телефон: (495) 974-77-05, impuls@impuls-ivc.ru
  • ЦФО, г. Солнечногорск
    Телефон: (495) 974-77-26, butl@impuls-ivc.ru
  • СЗФО, г. Санкт-Петербург
    Телефон: (812) 679-49-90, d3@impuls-ivc.ru
  • УрФО, г. Екатеринбург
    Телефон: (343) 204-79-01, d5@impuls-ivc.ru
  • ПФО, г. Нижний Новгород
    Телефон: (831) 423-23-80, d8@impuls-ivc.ru

impuls-ivc


© ООО «ИМПУЛЬС-ИВЦ», 2005-2023. Все права защищены.
Зарегистрировано в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
Свидетельство № 2008610157